Современный класс музыки должен выглядеть таким образом, чтобы уже при входе возникал положительный эмоциональный настрой. Несомненно, помещение класса должно быть светлым, уютным и гармонично обустроенным.
Нельзя не отметить цвет стен в классе, который сильно воздействует на детское зрительное восприятие. Здесь важно учитывать направленность окон класса, то есть, если окна кабинета выходят на северную сторону, то целесообразно подобрать теплые оттенки, к примеру, светло-розовые или постельные тона. А если окна класса выходят на юг, то чаще всего для окраски стен подбираются холодные тона, такие как: голубой, серый. Мебель в учебном кабинете правильнее подбирать более светлых тонов дерева. Не стоит перегружать класс различной мебелью – помещение все же должно оставаться функциональным, просторным и удобным для перемещения учащихся в процессе урока.
Школьный кабинет музыки создает все условия для творческого развития учеников. Оборудование и оформление специализированного класса помогает повысить культурный уровень, интеллектуальный потенциал. В кабинете музыки дети учатся петь, танцевать, получают знания о развитии культуры в стране.
Задача учителя музыки и администрации учебного заведения состоит в оформление помещения, комплектации его оборудованием и музыкальными инструментами. Необходимо не только создать творческую атмосферу, но и обеспечить соответствие помещения санитарным нормам. Кабинет комплектуется современными техническими средствами обучения, инструментами для практических занятий. В классе обустраивается нотная библиотека, собирается фонотека и видеоматериалы по предмету. Это поможет развить интерес к игре на инструментах, вокалу и изучению истории культуры.
В процессе подготовки дизайна класса, важно учитывать и избегать формализации. Как отмечают психологи, в этом вопросе нужно постараться организовать обстановку в классе таким образом, чтобы она максимально походила на домашнюю, так как это будет способствовать раскрепощению обучающихся, а также созданию на занятиях музыки активной и творческой среды. Цветы на подоконниках и шкафчиках также придадут уют кабинету музыки.
Традиционно, на передней стенке кабинета принято располагать школьную доску. Школьная доска – многофункциональный учебный предмет, поэтому важно, чтобы у нее были магнитные свойства для прикрепления к ней разного рода наглядности. В случае, если в классе отсутствует проекционный экран, то удобную часть школьной доски можно окрасить в белый цвет для демонстрации мультимедийного учебного материала.
Заднюю стену кабинета принято отводить под различные функциональные шкафы, стеллажи и стенды. Здесь могут располагаться примеры музыкальных инструментов, учебно-методический комплекс, пособия, учебники и т.п. Стена, располагающаяся напротив окон отводится под наглядно-демонстрационный материал: портреты выдающихся личностей, стенды на разные учебные темы.
Традиционно, парты учащихся в классе расставляются в три ряда, реже в два. Если план интегрированного занятия требует, то допускается расставлять парты по периметру класса в разных конфигурациях.
Оборудование кабинета
К оборудованию класса музыки принято относить разнообразные учебные и практические предметы, а также современные технические образовательные средства.
К учебно-практическим предметам на уроке музыки, в первую очередь, относится арсенал музыкальных инструментов, используемые как преподавателем, так и учащимися. В процессе урока музыки учащиеся имеют возможность познакомиться с музыкальными инструментами, обучится распознавать их по звуку, а также в процессе проигрывания инструментальных пьес. Музыкальные инструменты очень увлекают детей, и зачастую школьные занятия музыкой являются апологетом профессионального становления будущего музыканта.
Для класса музыки в школе необходимы следующие музыкальные инструменты:
- основной – аккордеон либо фортепиано;
- клавишный синтезатор;
- скрипка;
- флейта;
- металлофон;
- комплект народных инструментов, среди которых основные: балалайка, бубен и деревянные ложки;
- комплект ударно-шумовых инструментов, среди которых основные: треугольник, колотушка, тамбурин, трещотка;
- этнические инструменты, среди которых обязательны маракасы.
Современный урок музыки в школе мало напоминает те уроки, когда ученики на занятиях пения учили отрывки песен под старый аккордеон. Сегодня класс музыки больше напоминает профессиональную музыкальную студию. Огромное количество современных технических средств требует от учителя музыки хороших знаний и навыков в области мультимедийной и компьютерной техники. Если финансирование образовательного учреждения позволяет, то рабочее место преподавателя необходимо организовать современными техническими средствами, такими как:
- персональный компьютер;
- периферийные средства, такие как принтер и сканер;
- цифровой синтезатор;
- музыкальный центр;
- средства воспроизведения мультимедийной информации;
- специальная аппаратура, воспроизводящая звук – усилители, микрофон, динамики.
Все это дополнительно позволяет добиться учебно-воспитательных целей и задач, усиливая восприятие от урока музыки.
Стенды и наглядные пособия на уроках музыки
Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов уроки музыки должны быть оснащены учебным наглядно-демонстрационным материалом. Наглядность на уроках во все времена была действенным средством привлечения зрительного восприятия учащихся, благодаря которому легче и прочнее запоминается учебный материал. Согласно целям и задачам образовательной программы стенды на уроках музыки могут носить информационно-развлекательный характер. Помимо этого, информация на стендах может быть, как постоянной, так и временной. Временная информация, как правило, размещается в ячейках (кармашках) стендов.
Конструктивное решение стендов просто, они легки, и без труда устанавливаются на любую стену и также с легкостью демонтируются. Изготавливаются учебные стенды из прочного, качественного и безопасного пластика. Форма стенда также может быть любой – от самого обычного и традиционного прямоугольника, до необычной формы какого-либо музыкального инструмента. Изображение на стенд наносятся посредством высококачественной интерьерной печати.
Требования к кабинету музыки
В кабинете музыки необходимо создать атмосферу, которая поможет развить творческие способности учеников. Класс должен способствовать культурному развитию школьников, обнаружению и формированию индивидуальных способностей. По этим причинам к кабинету предъявляют особые требования, которые сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте. Помещение должно соответствовать следующим критериям:
- в кабинете соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, поддерживается чистота и выполняется регулярное проветривание;
- осуществляется контроль за пожарной безопасностью;
- кабинет укомплектован мебелью и стеллажами, стендами и наглядными пособиями;
- в классе есть все необходимые для учебного процесса технические средства обучения;
- компьютерное оборудование подключено к локальной сети и интернету;
- в наличие все необходимые учебно-методические пособия.
Материально-техническая база кабинета музыки должна постоянно обновляться, используемое оборудование соответствовать правилам ТБ и быть в исправном состоянии.
Стенды для кабинета музыки
Сделать уроки музыки максимально интересными и эффективными помогают настенные стенды. Эти наглядные пособия могут носить информационный или развлекательный характер. В ячейках и кармашках стендов размещается постоянная или обновляемая информация, которая помогает развивать интерес к предмету, расширять кругозор, получать дополнительное образование.
Нет необходимости придумывать оформление стендов для школьного кабинета музыки. Готовые наглядные пособия, разработанные профессиональными дизайнерами, отличаются качественной полиграфией и оригинальной формой подачи. Вся информация, содержащаяся на стендах, достоверна. Необычные факты, цитаты, истории из жизни великих музыкантов притягивают внимание учащихся, стимулируют обсуждение тем из школьной программы. Разработаны стенды на серьезные темы и веселые «Уголки музыки», которые вызывают позитивные эмоции у школьников.
Стенды для кабинета музыки имеют удобную конструкцию, небольшой вес и отличаются простым монтажом. Это позволяет оперативно заменить наглядную информацию и предоставить актуальные данные в рамках текущей учебной программы. При изготовлении стендов используются экологически безопасные, прочные и долговечные материалы. Особый интерес вызывают у учеников наглядные пособия, изготовленные в форме различных музыкальных инструментов.
Портреты русских композиторов для кабинета музыки
Портреты великих русских композиторов, внесших вклад в мировую культуру, являются неотъемлемым атрибутом кабинета музыки. Они помогают в проведении уроков, во время внеклассных мероприятий. Изготовлены портреты в соответствие с требованиями ФГОС, в сопроводительной информации указывается фамилия, имя и отчество музыкантов, даты жизни.
В стандартном комплекте для кабинета музыки 35 портретов. Для постоянной экспозиции учитель может выбрать портреты Бородина, Глинки, Мусоргского, Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова, Алябьева. Другие портреты можно использовать в качестве наглядного пособия при прохождении соответствующих тем.
Грамотно оформленный школьный кабинет музыки поможет поднять культурное развитие учеников на новый уровень. Развитие интереса к творчеству великих композиторов и музыкантов формирует вкус школьников, делает кругозор более широким, открывает перед детьми новые горизонты.