МБОУ " Гимназия №4 г. Усть-Джегуты"
Карачаево- Черкесская Республика, г. Усть-Джегута, п. Московский
  • Социально- психологическая служба

    Что такое буллинг — объясняем простыми словами

    Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это систематические акты агрессии (словесной, психологической или физической), направленные против одной или нескольких жертв. Буллинг и травля — это синонимы, описывающие одно и то же явление.

    Буллинг может встречаться в любых закрытых сообществах: в рабочих коллективах, в армии (дедовщина — это тоже вид буллинга). Также существует кибербуллинг, при котором травля происходит в интернете (часто — малознакомыми или анонимными агрессорами).

    Но чаще всего — в школе. По данным уполномоченного по правам ребёнка при президенте России Анны Кузнецовой, каждый второй ребёнок в России так или иначе сталкивается с буллингом.

    Как выглядит булинг в школе?

    Буллинг может выглядеть самым разным образом, но в нём всегда есть три действующих лица:

    • Агрессор — тот, кто инициирует насилие или подключается к нему.
    • Жертва — тот, на кого направлено насилие.
    • Наблюдатели — те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её.

    Цель агрессоров — не один раз обидеть жертву, а изводить её системно, поэтому они выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего — психологическое унижение, например:

    • словесные оскорбления;
    • используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней);
    • отбирают или портят вещи жертвы;
    • заставляют совершать неприятные для жертвы действия;
    • толкают жертву, кидают в неё предметы.

    Чем буллинг отличается от конфликтов?

    Три главных отличия:

    • Конфликт — это разовая попытка с помощью агрессии разрешить проблему или спор. Буллинг — это протяжённый во времени социальный акт, цель которого — поднять статус и самооценку агрессоров за счёт унижения жертвы.

    • Участники конфликта понимают и признают, что они конфликтуют (ссорятся, дерутся). Участники травли часто оправдывают свои действия оговорками «Мы же пошутили», «Мы просто играли», «Он что, шуток не понимает».

    • Конфликт предполагает более-менее равные силы его участников. В травле жертва всегда ощущает себя одинокой и беспомощной.

    Например, если двое школьников подрались, потому что один наступил другому на ногу, — это конфликт. А если один ученик наступил другому на ногу, и с тех пор второй не даёт ему прохода — постоянно обзывает «неуклюжим» и «идиотом», распространяет сплетни, подговаривает других учеников не общаться с ним, — это уже буллинг.

    Чем булинг отличается от розыгрышей?

    Друзья и приятели часто подкалывают друг друга, и порой эти шутки могут выглядеть очень недружелюбно, но восприниматься обеими сторонами именно как юмор. Как различить розыгрыш и буллинг:

    • Розыгрыш — это когда смешно обеим сторонам. В травле одна из сторон переживает обиду и злость, ей вовсе не смешно.

    • Розыгрыш может исходить от обеих сторон (сегодня ваш друг прикалывается над вами, завтра — вы над ним), а буллинг — это односторонний процесс. Если тот, над кем подшутили, попытался тоже ответить шуткой и за это был избит — это буллинг.

    Что делать, если ваш ребёнок столкнулся с буллингом?

    • Не закрывать глаза на проблему. Травля — это сложное социальное взаимодействие. Не стоит надеяться, что дети «сами разберутся».

    • Поговорить с ребёнком о том, что происходит. Показать, что вы его поддерживаете и готовы за него заступиться: «Я тебе верю», «Я с тобой», «Я помогу тебе, мы вместе со всем разберемся».

    • Позвонить на горячую линию проекта «Травли.net», чтобы получить психологическую и юридическую поддержку.

    • Собрать доказательства травли для подкрепления своей позиции (скриншоты оскорбительных сообщений, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломках вещей, справки о побоях, фото «плевков в портфель», кэш в браузере и так далее).

    • Подключить к решению проблемы классного руководителя, директора школы, школьного психолога, других родителей (как родителей пострадавших, так и родителей агрессора). По закону, в школе ученик имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия.

    • Инициировать обсуждение проблемы, но без обвинений («Куда смотрят родители», «Куда смотрит школа»), а в спокойном и продуктивном ключе: проблема существует, что мы все можем сделать, чтобы её решить?

    • Если школа не принимает мер — стоит написать жалобы в управляющий совет школы, в комиссию по делам несовершеннолетних управы / администрации района, инспектору по делам несовершеннолетних. Если и это не помогло, пишите жалобы о бездействии представителей в вышестоящие инстанции: в муниципальный департамент образования, в прокуратуру, региональному уполномоченному по правам человека. Во всех официальных обращениях важно соблюдать последовательность и вежливость.

    • Рассмотрите возможность перехода ребёнка в другой класс или другую школу.

    Что делать, если мой ребёнок буллит других?

    Есть мнение, что агрессорами становятся чаще всего дети из неблагополучных семей или пережившие насилие. Это не всегда так — даже вполне благополучный ребёнок, попав в травматичную среду в школе, может начать травить других.

    Агрессия возникает:

    • из-за сложностей с коммуникацией,
    • из-за стресса от усталости и плохой успеваемости,
    • из-за давления учителей,
    • из-за возрастного или личностного кризиса.

    В целом, травля — это вторичное явление, проявление эмоционального или физического страдания, которое агрессор не может пережить иначе, кроме как подвергнув страданию другого. Поэтому наказание или ругань не помогут: ребёнок может из страха на время превратить агрессивное поведение, но потом оно возобновится с новой силой и в более изощрённой форме.

    Что поможет:

    • Не ругайте, а начните разговор из позиции «Я вижу проблему и хочу помочь тебе».

    • Дайте возможность проявлять себя в позитивном ключе. Часто агрессору не хватает внимания и признания в коллективе — поищите и предложите другие возможности для вашего ребёнка показать превосходство (выигрывать на конкурсах, заниматься активизмом, выступать на школьной сцене).

    • Буллинг — это негативное проявление групповой динамики: есть явный лидер, но нет общего дела, вокруг которого можно сплотиться. Если ваш ребёнок проявляет явные лидерские качества, помогите ему реализовать свой талант позитивно: организовать квест, праздник, поход или стать капитаном спортивной группы.

    • Развивайте у ребёнка эмпатию и объясняйте, что чувствует жертва. Часто агрессоры из-за низких способностей к эмпатии не представляют себе, насколько их действия ранят другого. Предложите вместе посмотреть фильмы, мультфильмы, почитать книги, в которых происходит травля, — и обязательно обсудите: что и почему провоцирует агрессора? Как себя чувствует жертва? Что происходит с наблюдателями? Как можно им всем помочь?

    Что делать, если вы или ваш ребёнок стали свидетелями травли?

    Иногда родители предпочитают не заступаться за жертву травли и учат этому своих детей. Такая позиция формирует мнение, что насилие — это нормально и приемлемо. Но игнорирование не гарантирует безопасности свидетелям: травля будет повторяться, и следующей жертвой может стать наблюдатель.

    Что поможет:

    • Травля и насилие — это ненормально и недопустимо. Осознайте это сами и донесите до ребёнка. Отметьте моральную ценность такой позиции.

    • Расскажите ему, что заступиться — это хороший поступок, который, вероятно, одобрят и поддержат одноклассники. Часто дети думают: «Что я могу? Я ничего не решаю». Это не так. Обычно в классе много тех, кто осуждает травлю, но боится сказать это вслух. Если ваш ребёнок выскажется открыто, скорее всего, к нему присоединятся другие.

    • Пригласите других детей-наблюдателей и их родителей к диалогу и попробуйте вместе решить, как помочь классу в этой ситуации.

    Что такое кибербуллинг

    Кибербуллинг — это травля в интернете. Россия занимает первое место в мире по кибербуллингу.

    Как и обычная травля, кибербуллинг организуется агрессорами, чтобы унизить жертву.

    Формы кибербуллинга:

    • Оскорбительные комментарии в социальных сетях жертвы.

    • Распространение оскорбительных картинок и мемов с фотографией жертвы.
    • Личные сообщения с оскорблениями или угрозами в социальных сетях, мессенджерах.

    • Оскорбительные сообщения от имени жертвы в адрес других людей.

    • Вымогательство, шантаж или угрозы опубликовать личные фотографии и видеозаписи.

    Информация для родителей

    Информация для обучающихся 

    Единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122

    Прошедшие мероприятия
    Служебные рейды.

    Служебные рейды

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"

    В рамках акции «Каждого ребенка за парту», в целях выявления неохваченных обучением детей и подростков социально-педагогической службой гимназии  организованы рейды в микрорайоне, на  рынках и других объектах пребывания детей и подростков в учебное время и в местах скопления учащихся в вечернее время. 

    04 сентября 2024 среда
    Профилактические беседы.

    Профилактические беседы

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"

    В рамках акции «Каждого ребенка за парту» с целью правового просвещения школьников, формирования навыков законопослушного поведения, навыков здорового образа жизни, толерантного отношения друг к другу,  проверки внешнего вида учащихся Уполномоченный по правам ребенка Таова Р.И.и социальный педагог Степанян И .Э.  провели профилактические беседы в старших классах гимназии.

    05 сентября 2024 четверг
    Встреча с инспектором ПДН отдела МВД России по Усть-Джегутинскому району.

    Встреча с инспектором ПДН отдела МВД России по Усть-Джегутинскому району

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"

    В рамках акции «Каждого ребенка за парту» с целью правового просвещения школьников, формирования навыков законопослушного поведения,  состоялись индивидуальные и групповые встречи с инспекторами ПДН отдела МВД России по Усть-Джегутинскому району.
       

    09 сентября 2024 понедельник
    Беседа " Для чего нужно учиться?".

    Беседа " Для чего нужно учиться?"

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"
    В рамках акции "Каждого ребенка за парту" с учащимися начальных классов прошли беседы  «Для чего нужно учиться ?» с целью помочь ребятам ещё раз осознать и сформулировать мотивы и цели обучения, выявить соотношение познавательных и социальных мотивов, осознанного отношения к учёбе, представления о школе, о значении знаний, полученных на уроках.
    13 сентября 2024 пятница
    Беседа " Что мне мешает учиться?".

    Беседа " Что мне мешает учиться?"

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"
    В рамках акции «Каждого ребенка за парту» Советники директора по воспитанию совместно с социальным педагогом гимназии провели цикл бесед с учащимися «группы риска» на тему : Что мне мешает учиться?». На итог мероприятия ребята написали , что по их мнению надо изменить в себе, чтобы улучшить свою успеваемость.
    19 сентября 2024 четверг
    Посещение семей на дому.

    Посещение семей на дому

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"

    Для того чтобы успешно заниматься  воспитанием  ребенка, необходимо хорошо знать и самого ребенка, и его семью. Посещение семьи на дому помогает налаживать контакт с родителями. Не стоит забывать, что налаживание контакта – это не «пустая трата времени», а  необходимый компонент плодотворного сотрудничества.  

    23 сентября 2024 понедельник
    Классный час " Успех в учебе-завтрашний успех в жизни!".

    Классный час " Успех в учебе-завтрашний успех в жизни!"

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"

    Иногда кажется, что успешная жизнь - это жизнь трудная и доступная только избранным волевым людям. Это далеко не так. Жизнь может быть и легкой, и успешной одновременно.  

    26 сентября 2024 четверг
    Игровое занятие "Гусеница".

    Игровое занятие "Гусеница"

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"

    В рамках НЕДЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ и Недели психологии "Развитие навыков жизнестойкости" педагог-психолог  Трунова Е. В. и Вихрова Е. А. провели игровое занятие «Гусеница». 

    18 ноября 2024 понедельник
    Занятие "Закончи рисунок".

    Занятие "Закончи рисунок"

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"

    В рамках НЕДЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ и Недели психологии "Развитие навыков жизнестойкости" педагог-психолог  Вихрова Е.А. провела  занятие в 0 классе "Закончи рисунок". 

    Ребята  способствовали развитию умения делиться впечатлениями и помогать в процессе совместной деятельности.

    18 ноября 2024 понедельник
    Игровое занятие «Карта сказочной страны».

    Игровое занятие «Карта сказочной страны»

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"

    В рамках НЕДЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ и Недели психологии "Развитие навыков жизнестойкости" педагог-психолог  Герюгова И.К. провела игровое занятие в 5 классах 
     «Карта сказочной страны», на котором ребята осваивали новые навыки исследования личностных ресурсов.  

    https://t.me/gimnaziya_4_ustdzheguta/26251

    18 ноября 2024 понедельник
    Мероприятие для учащихся и родителей коррекционных классов.

    Мероприятие для учащихся и родителей коррекционных классов

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"

    Неделя профилактики и психологии в нашей гимназии: Развиваем навыки общения и дружелюбия! 

    19 ноября 2024 вторник
    Неделя психологии: Дерево счастливых моментов!.

    Неделя психологии: Дерево счастливых моментов!

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"

    В рамках недели психологии  и профилактики наши ученики 7-8 классов приняли участие в увлекательном игровом занятии "Дерево счастливых моментов", проведенном педагогом-психологом Герюговой И.К. 

    https://t.me/gimnaziya_4_ustdzheguta/26338

    19 ноября 2024 вторник
    Неделя психологии: Воображаемое интервью для маленьких исследователей! .

    Неделя психологии: Воображаемое интервью для маленьких исследователей! 

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"

    В рамках недели психологии, посвященной формированию благоприятного социально-психологического климата, наши ученики 1-2 классов приняли участие в увлекательном игровом занятии «Воображаемое интервью», проведенном педагогом-психологом Вихровой Е.А. 

    https://t.me/gimnaziya_4_ustdzheguta/26339

    19 ноября 2024 вторник
    Неделя психологии: Развиваем навыки жизнестойкости и эмпатии!.

    Неделя психологии: Развиваем навыки жизнестойкости и эмпатии!

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"

    Педагог-психолог Герюгова И.К. провела увлекательное игровое занятие с элементами тренинга «Что я испытываю?» для учащихся 6-7 классов.  

    https://t.me/gimnaziya_4_ustdzheguta/26340

    19 ноября 2024 вторник
    Неделя психологии: Игра "Да – нет" для третьеклассников и четвероклассников!.

    Неделя психологии: Игра "Да – нет" для третьеклассников и четвероклассников!

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"

    В рамках недели профилактики и психологии, посвященной развитию навыков общения, социальной гибкости и дружелюбия, педагог-психолог Вихрова Е.А. провела увлекательное игровое занятие для учащихся 3-4 классов под названием «Да – нет».

    https://t.me/gimnaziya_4_ustdzheguta/26427
     

    20 ноября 2024 среда
    Игровое занятие "Вавилонская башня"!.

    Игровое занятие "Вавилонская башня"!

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"

    В рамках недели профилактики и психологии, посвященной формированию благоприятного социально-психологического климата, педагог-психолог Герюгова И.К. провела увлекательное игровое занятие "Вавилонская башня" для учащихся 8-9 классов. 

    https://t.me/gimnaziya_4_ustdzheguta/26428

    20 ноября 2024 среда
    Игровое занятие "Волшебная палитра"!.

    Игровое занятие "Волшебная палитра"!

    В рамках недели профилактики и психологии, посвященной развитию навыков жизнестойкости, педагог-психолог Трунова Елена Викторовна провела увлекательное игровое занятие с детьми коррекционных классов под названием "Волшебная палитра". 

    20 ноября 2024 среда
    Неделя психологии: Развиваем навыки жизнестойкости и эмпатии! .

    Неделя психологии: Развиваем навыки жизнестойкости и эмпатии! 

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"

    В рамках недели профилактики и психологии "Развитие навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия" педагог-психолог  Герюгова И.К. провела игровое занятие в 5 классах «Восточный базар». 
     

    21 ноября 2024 четверг
     Неделя психологии: Развиваем навыки жизнестойкости и эмпатии! .

     Неделя психологии: Развиваем навыки жизнестойкости и эмпатии! 

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"

    В рамках недели профилактики и психологии "Развитие навыков жизнестойкости" педагог- психолог Вихрова Е.А. провела игровое занятие с учащимися 1-2 классов "Волшебная палитра». 

    Ребята с большим удовольствием принимали участие в занятие по снижению психоэмоционального напряжения.

    21 ноября 2024 четверг
    Игровое занятие " Попроси, и тебе помогут".

    Игровое занятие " Попроси, и тебе помогут"

    МБОУ " Гимназия №4 г.Усть-Джегуты"

     Неделя психологии: Развиваем навыки жизнестойкости и эмпатии! 

    В рамках  недели профилактики и психологии "Формирование благоприятного социально-психологического климата" педагог-психолог Герюгова И.К. провела  занятие игровое «Попроси, и тебе помогут». 

    21 ноября 2024 четверг

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie